MY ISRAEL
МОЙ ИЗРАИЛЬ

Rambler's Top100

Обзор израильской военной промышленности

Израиль относится к небольшому числу стран, чья военная промышленность способна выпускать в необходимом количестве и на соответствующем качественном уровне практически все виды вооружения, боевой техники, боеприпасов и снаряжения, необходимые для нужд ЦАХАЛа. Исключения, конечно же, есть, но их немного - это подводные лодки, вертолёты, средние и тяжёлые военно- транспортные самолёты, тяжёлые армейские грузовики и бульдозеры.

     Конечно, способность выпускать что-либо не подразумевает возможности выпуска всего изделия от первого до последнего винтика. Так, в Израиле не выпускаются двигатели большинства типов, хотя в некоторых случаях имеется опыт производства моторов по лицензии. В Израиле производятся армейские джипы и лёгкие грузовики, но значительная часть агрегатов для них закупается за границей.
      И конечно же, невозможно разработать все виды вооружения и военной техники одновременно. Любой проект требует усилий сотен, а то и тысяч квалифицированных специалистов, не говоря уже о необходимом финансировании, поэтому в каждый отдельный момент времени израильская промышленность способна заниматься достаточно ограниченным числом проектов. К тому же есть системы, состоящие на вооружении в небольшом количестве. Если есть возможность купить их за границей, так и следует поступить, не разбазаривая силы на не рентабельные с экономической точки зрений проекты.
      Производство оружия можно разделить на две категории: изготовление вооружения и систем и создание платформ. «Платформа» - это танк, БТР, самолёт, вертолёт, корабль и т.п. «Вооружения и системы» - различное лёгкое оружие, электроника, боеприпасы, ракеты, оборудование и т.п. По данному критерию история израильской военной промышленности делится на 3 этапа.
      На первом (со времён подполья в дни британского мандата и до Шестидневной войны 1967 г.) производились вооружения и системы, причём часто копировались иностранные образцы или же использовались лицензии. Постепенно росла сложность выпускаемой продукции, всё больше и больше становилось собственных разработок. Платформы в тот период почти полностью были иностранного производства, исключений было немного - например, строились собственные десантные корабли.
      Второй этап начался после Шестидневной войны. Франция, главный поставщик платформ АОИ, наложила эмбарго на поставки вооружений в Израиль. Вскоре и Великобритания отказала Израилю в поставках танка «Чифтен», наиболее подходящего для нужд АОИ. В результате в Израиле началось создание платформ -ракетных и сторожевых катеров для ВМС, истребителей для ВВС, танка «Меркава» для сухопутных войск. Параллельно продолжалось производство вооружений и систем.
Меркава       С1971 г. Израиль начинает получать крупную (более 100 млн. долларов в год) военную помощь от США. С1974 г- часть помощи предоставляется на безвозмездной основе, а с 1985 г. вся американская помощь, достигшая к тому времени немалых размеров (1.4, а затем 1.8 млрд долларов) становится безвозмездной. Одновременно экономические трудности середины 80-х гг. приводят к сокращению собственного «шекелевого» бюджета АОИ почти на 20%. С учётом того, что основной объём американской военной помощи Израиль обязан тратить в США, возникает проблема «дорогого шекеля и дешёвого доллара». В1987 г. Израиль прекращает разработку собственного истребителя 4-го поколения «Лави», и с этого момента начинается третий этап - отказ от разработки платфррм и возврат к производству только вооружений и систем. При этом производство ранее созданных платформ (например танк «Меркава», боевые катера) и их совершенствование продолжается. По принадлежности производители вооружений Израиля можно разделить на три группы:
      1-Я
      - производство внутри АОИ. Служба вооружений, ВВС и ВМС имеют в своём распоряжении предприятия, занимающиеся ремонтом и модернизацией военной техники. В некоторых случаях данные предприятия выпускают запчасти, агрегаты и оборудование. Однако, это не всё. Так, танк «Меркава» и тяжёлый БТР «Намер» на его базе выпускаются именно Службой вооружений.
      2-Я
      - три государственных компании - «Израильская военная промышленность» («Таасия Цваит», ТААС; 1М1 - (Israel Military Industrides), «Израильская авиационная промышленность» («Таасия Авирит», ТАА; 1А1 - (Israel Aircraft Industries) и «Управление по разработке новых видов вооружений» («Решут ле-Питуах Эмцаэй Лехима», РАФАЭЛь).
      3-Я
      -гражданские фирмы, такие как «Эльбит Маарахот», ^ *1 «Тадиран», «Солтам», «Израильские судоверфи», «Эль-Оп» (с 2000 г. в составе «Зльбит Маарахот»), «Элисра» и др.
     В нескольких словах попытаюсь описать номенклатуру продукции данных компаний. Приведенный список далеко не полон как по фирмам, так и по выпускаемой ими продукции.
      ТАА - крупнейшая в Израиле и 33-я в мире военная фирма. В 2006 г. доходы составили 2.813 млрд. долларов, из них 62.1% (1.746 млрд. долларов) - оборонная продукцию. Фирма производит беспилотные самолёты (БПЛА), ракеты (ПТУР, противоракеты «Хец», ракету-носитель «Шавит»), УАБ, спутники, военную электронику (РЛС, СУО, системы связи, электронной разведки и РЭБ), сторожевые катера, разведывательные бронеавтомобили КАМ. Модернизирует и ремонтирует авиатехнику. Занимается бронированием сухопутной техники и системами разминирования. Строит административные (директорские) самолёты, которые могут служить базой для военных самолётов различного назначения. В прошлом ТАА производила транспортный самолёт «Арава», учебный «Фуга Магистер», истребители «Нешер» и «Кфир», разработала «Лави».
      «Эльбит Маарахот» - 39-е место в мире, доходы в 2006 г. 1.52 млрд. долларов, из которых 92.2% (1,402 млрд долларов) пришлись на оборонный сектор. Выпускает СУО для бронетанковой техники (БТТ), компьютеры, нашлемные прицелы и другую авиационную электронику, УАБ, БПЛА.
      РАФАЭЛ - 49-е место в мире, доходы в 2006 г. 1.056 млрд. долларов (вся продукция фирмы - оборонная). Производит ракеты («воздух-воздух» и «воздух-земля», зенитные, ПТУР), УАБ, гранатомёты, военную электронику (системы РЭБ, связи и электронной разведки, навигационно-прицельные системы, электрооптика), дистанционно управляемые турели для пушек и пулемётов, занимается технологиями бронирования и защиты БТТ, в т.ч. создала колёсные БТР «Голан» и «Зеев». Строит БПЛА и беспилотные катера. Занимается системами дистанционного разминирования.
      ТААС - 84-е место в мире, доход в 2006 г. 481.6 миллиона долларов (вся продукция - оборонная). Выпускает ВВ и пиротехнику, боеприпасы различных типов (включая кассетные и авиационные), РСЗО, ракеты различных типов (ПТУР, ракеты «воздух-земля» и «земля-земля»), гранатомёты, БПЛА, танковые пушки калибра 105 и 120 мм, занимается технологиями бронирования и защиты БТТ. Модернизирует БТТ. Выпускает роботы, танковые мостоукладчики и понтоны.
      «Тадиран»- системы связи, управления и контроля, СУО, в прошлом - БПЛА.
      IWI (Israel Weapons Industries) - отделённое от ТААС и приватизированное в 2005г- подразделение по выпуску стрелкового оружия (в составе ТААС называлось Smail Arms Division). Среди продукции - варианты пистолета-пулемёта «Узи», штурмовая винтовка «Тавор», ручной пулемёт «Негев», пистолеты «Иерихон-941» и «Барак».
      «Солтам» - 6о-, 81-, 120,160-мм миномёты, 155-мм артиллерийские орудия и боеприпасы для них. Создание самоходных орудий и миномётов на различном шасси.
      «Израильские судоверфи» - производит ракетные и сторожевые катера, буксиры, в прошлом - десантные корабли.
      «Эль-Оп» - оптика и электрооптика, в т.ч. СУО для БТТ (совместно с «Эльбит»), приборы ночного видения, индикаторы на фоне лобового стекла (HUD) для боевых самолётов, лазерные дальномеры и целеуказатели, роботы, телекамеры для спутников, системы помех.      «Элисра» - морские и авиационные системы РЭБ, связи, электронной разведки.
      «Автомобильная промышленность», г. Назарет - джипы и лёгкие грузовики.
      «Аэронаутикс» - БПЛА и беспилотные катера.
      ЕМIТ-БПЛА.
      «Плазан Саса» - технологии бронирования БТТ.
      «Урдан» - броневые детали для БТТ (в т.ч. для танка «Меркава»), колейные минные тралы (КМТ), бульдозерные отвалы.     «Кинетикс» - элементы подвески БТТ, приводы башен, тормозные и гидравлические системы.
      «Азимут» - прицелы, навигационные системы и системы наблюдения.      Возможности израильского ВПК находят своё отражение в экспорте - поставки на сумму более 4 млрд долларов и новые контракты на 4.3 млрд. долларов в 2007 г. По этому показателю Израиль обошёл Великобританию и занял 4-е место в мире после США, России и Франции.
      Экспортные успехи израильской военной промышленности примечательны по ряду причин.
      Во-первых, экспорт не опирается на параллельные массированные поставки внутри страны. Так, военный бюджет на 2008 г. равен 51.3 млрд, шекелей, из которых на закупку вооружений и оборудования будет израсходовано 23.5%, т.е. примерно 12 млрд. шекелей, или чуть более 3 млрд. долларов. Не вся эта сумма тратится в Израиле, и не всё идёт на закупку вооружений, т.е. закупки АОИ значительно меньше размеров военного экспорта. Во-вторых, как уже было сказано, Израиль почти не поставляет за границу платформы. А ведь именно продажа платформ приносит по настоящему большие деньги, ведь вместе с ними продаются и системы, и вооружение, услуги по ремонту, а в последующем - по модернизации. В-третьих, Израиль не экспортирует оружие на Ближний Восток, страны которого по совокупности являются крупнейшим в мире импортёром вооружений. Кроме того, Израиль не может продавать вооружение большинству не арабских мусульманских стран (из-за их солидарности с арабами), а ряд других стран бойкотируют военную продукцию Израиля (например, Норвегия). Из-за американского давления практически прекратился экспорт вооружений в КНР.
      Успехи экспорта на фоне вышеуказанных трудностей подчёркивают хорошие ТТХ и отличное качество выпускаемой в Израиле военной продукции, а значит - высокий уровень военной промышленности в целом.

      Олег Грановский

HOME

Rambler's Top100       Рейтинг@Mail.ru       

Спасибо! Тода раба! Thank you!

Counter.CO.KZ